ТАШКЕНТ ПОГОДА

Хорезмский танец: тот, в котором живет душа нашего народа

13.07.2017 Количество просмотров: 480 Культура

Хорезмскому танцу насчитывается много сотен лет. Веками складывалась, изменялась и совершенствовалась, приобретая новые своеобразные формы, танцевальная культура Хорезма, обладающая яркой и выразительной техникой, эмоциональной насыщенностью и открытостью. Чувственный танец хорезмской школы, исполняемый узбекскими мастерами танцевального искусства, на протяжении долгих лет доставлял окружающим радость и эстетическое наслаждение. В наши дни его популярность приобретает все большее значение.

О многовековой истории хорезмского танца рассказывают памятники материальной культуры, разного рода литературные и исторические источники. Так, один из залов дворца хорезмшахов имеет название «Зал танцующих масок». Стены этого величественного сооружения хранят изображения замаскированных танцоров. Большое число подобных рисунков среднеазиатских плясуний и плясунов навсегда оставили в веках память о танце, как о поэтическом искусстве, развитие которого предполагает рост духовной культуры народа.

Несмотря на всю красоту и образность исторических памятников культуры пронести живую душу танца через эпохи могли только люди. Они ─ живые звенья богатейших национальных традиций. Великие артисты и пастухи, крестьяне и поэты, храбрые воины и ремесленники ─ их имена хранят национальные легенды и сказки, песни и танцевальные припевки «ривоя». С древних времен и до наших дней нет такого праздника, ритуала или обычая в Хорезме, где бы отсутствовал танец, нет людей, не умеющих и не любящих танцевать.

─ Танец современного Хорезма ─ живой и трепетный, ─ рассказывает заслуженный артист Узбекистана, педагог классического и узбекского танца Ташкентской государственной высшей школы национального танца и хореографии Эркин Кахаров. ─ Он юн и вечен. Сам танец говорит нам, что жизнь природы и жизнь человека служили источниками рождения его форм, а время постепенно оттачивало технические приемы и насыщало ритмы содержанием. Традиционный хорезмский танец является не только базой, на основе которой формировалось и формируется современное танцевальное искусство, как сценическое, так и народное, но и собственно материалом, непосредственно складывающим живой современный танец.

Классика танца

Традиционный танец Хорезма определяют три группы: профессиональный, народный и полупрофессиональный танец. Каждая из них включает в себя несколько видов танца, а каждый вид ─ несколько жанров. Профессиональный танец владеет тремя видами: цирковой танец «Магалдак», комический танец «Гул уфари» и танец «Ракс». Цирковой танец формируется из небольшого числа движений ─ прыжки, присядки, повороты, движения плеч, корпуса, шеи. Смысл танца заключается в исполнении определенного циркового трюка. К основным жанрам циркового танца относятся: «Дорбоз» ─ танец на натянутом канате; «Симдор» ─ танец на натянутой проволоке с завязанными глазами; «Ёгоч оёк» ─ танец на ходулях; «Машъала» и «Олов бози» ─ танцы с огнем; «Пичок уфари» ─ танец с кинжалами; «Байда уфари» ─ танец с керамическими блюдами.

«Уфари» (танец, танцевальный ритм) является видом танца, который исполняют артисты традиционного национального театра ─ масхарабозы. «Гул уфари» ─ комический танец, сформированный двумя жанрами: «Хайвон уфари» ─ танцы животных и «Таклид уфари» ─ подражательные танцы.

Хорезмский танец на редкость ярко и своеобразно, лаконично и точно выражает характер народа, его неиссякаемую энергию, темперамент, восторженное восприятие жизни. Поступь танцора, исполняющего хорезмский танец, словно завоевывает пространство, корпус будто пытается взлететь, многообразные движения рук включают в себя то резкие, энергичные и порывистые, то мягкие, ласковые, будто журчащие формы. В танце задействованы шея, бедра и грудная мускулатура. Это один из самых сложных танцев узбекского народа, требующих от танцора не только хорошей физической подготовки, но и мастерского умения перевоплощаться. Это пантомима, способность иносказательно, с юмором отобразить поведение животных, раскрыть такие черты человеческого характера как жадность, хитрость, трусость, потому качественное исполнение танца требует также от танцора наблюдательности.

Хорезмская национальная хореография как и Ферганская, и Бухарская имеет в своих запасах классический танец. Все основные жанры, формы движений сведены в своеобразный сборник: сюиту, названную непереводимым словом «маком». Хорезмский «Маком уфари» состоит из 7 частей, каждая часть — из нескольких разделов. Танцы «Маком уфари» исполняются с кайраками — кастаньетами. Это статичный танец, в нем будто живет не само движение, а только его отголосок. В состав «Маком уфари» входят такие танцы как «Норим-норим», «Лазги», «Бартаул», «Юз бир» и другие.

Символ Хорезма

Это танец «Лазги». Это не просто танец, это система движений, это всегда праздник, праздник для души. «Лазги» бывают торжественными, лирическими, комическими. Их отличает особый способ выражения чувств, эмоций, мироощущения. Отличительными особенностями движений «Лазги» являются полусогнутые ноги, преобладание мелкой тряски плечами и руками, неуловимые «порхающие» движения кистей рук, акцентированный ключ ногами и знаменитое движение шеи и головы справа налево и слева направо. Мимика при исполнении хорезмского танца невероятно экспрессивна и эмоциональна.

Многим  доводилось видеть в архивных видеозаписях танец «Лазги» в исполнении народных артисток Узбекистана Гавхар Рахимовой и Тамары Ханум. Поражала та яркость, эмоциональность, задор и восторг с каким выступали эти удивительные женщины. Тамара Ханум является создателем женского хорезмского танца, выработанного на основе таких танцев как «Мавриш», «Румалим», «Бартавиль».  К слову, мы уже писали материал о Тамаре Ханум и музее ее имени в столице, прочесть публикацию можно тут. В 1968 году Гавхар Рахимова организовала и встала во главе республиканского ансамбля танца и песни «Лазги». Богатое наследие, оставленное этими выдающимися деятелями искусства, дает возможность активно развивать современную хореографию Хорезма. Танец живет лишь тогда, когда он исполняется.

Алина Курбанова


Комментарии

Комментарий не добавлен


Show Show